67 Политическое и общественное восстановление мира - История мира - Герберт Уэллс
Сама идея и размеры данной "Истории" не позволяют нам вступать в запутанные и жаркие дискуссии, ведущиеся вокруг послевоенных договоров, а особенно - Версальского, закончившего Великую Войну. Мы начинаем понимать, что конфликт этот, пускай столь чудовищный и огромный - ничего не закончил, ничего не начал, и ничего не установил. Он повлек за собой смерть миллионов человек; разрушил и сделал нищим целый мир. Россию он уничтожил полностью. В самом лучшем случае, он был болезненным и чудовищным напоминанием о том, что мы живем глупо, без плана, без ведущей мысли, в опасной и малоприятной вселенной. Первоначальный националистический и империалистический эгоизм и страсти, которые подтолкнули человечество к этой трагедии, вышли из нее настолько целыми и неповрежденными, что могут привести к точно такой же трагедии, как только мир хоть чуть-чуть отряхнется от военной разрухи и усталости. Войны и революции не приводят ни к чему; единственное, чем могут они услужить человечеству, это то, совершенно грубо и жестоко уберут прогнившие и ненужные формы. Великая война освободила Европу от угрозы германского империализма и свергла империализм в России. К тому же она смела ряд монархий. Только над Европой все так же продолжает реять многоцветная радуга флагов; границы не сделались менее докучливыми, громадные армии набираются новых сил.
Версальская конференция была собранием, не способным ни к чему иному, как только к выработке логических выводов из конфликтов и поражений большой войны. Немцев, австрийцев, турок и болгар даже не допустили на заседания; им пришлось принять те условия, которые им продиктовали. С точки зрения общечеловеческого блага даже само место собраний было избрано абсолютно неподходящее. Ведь именно в Версале в 1871 году было заявлено о создании новой Германской империи. Было очевидно, что сейчас все действие, словно в мелодраме, пытаются повернуть назад - причем, в том же самом Зеркальном Зале.
Если в самом начале войны еще случались примеры великодушия, то сейчас оно давным-давно закончилось. Население победивших государств слишком болезненно воспринимало собственные страдания и утраты, чтобы понять, что и побежденные заплатили той же самой монетой. Война вспыхнула как естественное и неизбежное последствие враждебных националистических идей, которых не смогла удержать никакая идея федерализма; война является неотвратимым и логическим завершением всяческих споров между независимыми и суверенными национальностями, которые живут на слишком маленькой территории и имеют слишком много оружия; и даже если бы большой войны в известной нам форме не было, она наверняка вспыхнула бы в другом, но подобном виде - как наверняка возвратится она к нам через двадцать или тридцать лет, только в еще более ужасном виде, если только ее не предотвратит какая-нибудь спасительная объединительная идея. Государства, подготовившиеся к войне, будут вести войну всегда, как куры всегда будут откладывать яйца - только вот понять этого все эти пострадавшие от войны страны не могли и не хотели, поэтому всю ответственность, моральную и материальную, возложили на побежденных, как те, в свою очередь, сделали бы точно так же, если бы вышли из войны победителями. Французы и англичане обвиняли немцев, немцы русских, французов и англичан, и только лишь небольшая горсточка разумных людей считала, что вина лежит в неудачной и порочной политической системе Европы. Версальский трактат должен был совершить акт мести и дать хороший урок побежденным, на которых были наложены чудовищные контрибуции; тяжкое положение победивших стран пытались облегчить, накладывая все бремя гигантских долгов на обанкротившиеся нации, международные же отношения попытались исправить, организуя Лигу Наций, которая должна была стать барьером против войны; только все попытки эти были недостаточными и бесчестными.
Следует усомниться в том, смогла бы сама Европа попытаться повести международные отношения в направлении длительного мира. Концепцию Лиги Наций в реальную политику ввел президент Вильсон. Главной ее подпорой была Америка. Что же касается самих Соединенных Штатов, то это современное государство не развило какой-то определенной идеи международных отношений, если не считать доктрины Монро, которая защищала Новый Свет от интервенции Европы. Теперь же неожиданно обратились к Америке, чтобы она дала что-нибудь от себя в пользу важных требований момента. А ей-то как раз дать было и нечего.
Американский народ всегда проявлял естественную склонность к длительному и всеобщему миру. С этим, естественно, было связано и давнее, традиционное недоверие к политике Старого Света, от стычек которого Америка привыкла держаться подальше. Как только американцы взялись за решение проблемы всемирного масштаба, действия германских подводных лодок втянули их в войну на стороне антигерманской коалиции. Вильсоновский проект Лиги Наций был попыткой создания американского взгляда на мировую политику. Причем делалась эта попытка наспех. Посему проект был очень сырым, недостаточным и довольно опасным в своих последствиях. Тем не менее, Европа приветствовала его как зрелую американскую идею. Все человечество в 1918-19 годах крайне устало от войны и было готово на любые жертвы, лишь бы только в будущем ее избежать. Но в Европе не было ни единого правительства, которое хоть бы на йоту согласилось изменить свои суверенные права для исполнения этих мечтаний. Публичные выступления президента Вильсона по вопросу Лиги Наций какое-то время даже создавали впечатление обращения к народам мира над головами правительств; их принимали как зрелые намерения Америки, и они приветствовались с энтузиазмом. К сожалению, президент Вильсон имел дело не с народами, а с правительствами; это был человек, у которого случались великолепные моменты ясновидения, но по сути своей ограниченный эгоист, так что волна энтузиазма, им поднятая, дошла до какой-то точки, а затем исчезла.
Доктор Диллон54 в своей "Мирной Конференции" пишет: "В тот момент, когда Президент появился у ее берегов, Европа была словно глина, податливая рукам способного скульптора. Никогда еще ранее народы не были столь готовы пойти за новым Моисеем, который бы повел их в Землю Обетованную, где войны запрещены, а блокады никому не ведомы. В их понятии именно он и был этим великим предводителем. Во Франции люди отвешивали ему поклоны, в которых чувствовалась настоящая любовь. Парижские левые рассказывали мне, что плакали от радости от самого только его вида, а их товарищи готовы были идти в огонь и воду, лишь бы только помочь ему в осуществлении его благородных начинаний. Для итальянского рабочего класса его имя звучало словно труба архангела, при звуках которой земля должна была возродиться наново. Немцы видели в нем самом и в его доктрине последнюю соломинку. Отважный герр Мюэхлон говорил: "Если бы президент Вильсон обратился к немцам и прочел бы им самый суровый приговор, они приняли бы его без ропота и тут же взялись бы за работу". В германской Австрии он "пользовался славой спасителя, и сам звук его имени успокаивал тревоги, приносил облегчение в страданиях..."
Вот сколь великие надежды пробудил президент Вильсон. Было бы очень долго и очень грустно рассказывать, как сильно он всех разочаровал, и сколь слабой и хлипкой была Лига Наций. Вильсон сделался воплощением всеобщей людской трагедии: он был столь велик в своих начинаниях и столь ничтожен в своих делах. Америка не признала деятельности своего президента и не вступила в Лигу, которую Европа от них приняла. Американцы поняли, что их вляпали в нечто, к чему они не совсем были готовы. Преждевременно рожденная и ущербная с самого рождения Лига Наций со своей запутанной и непрактичной конституцией, со слишком ограниченной властью, сделалась серьезнейшей помехой на пути реорганизации международных отношений. Вся проблема сделалась бы более понятной, если бы Лиги Наций вообще не существовало. Тем не менее, всеобщий энтузиазм, с которым проект приветствовался, эта готовность всех людей (подчеркиваем: людей, а не правительств) к усмирению войны и всех ее зловещих демонов - достойны самого теплого воспоминания в истории. Помимо близоруких правительств, которые всегда мутят и портят людские дела, существует и возрастает истинная сила, та сила, которая способна ввести в мире единство и порядок.
Начиная с 1918 года мировая история вступает в эпоху конференций. Из всех них наиболее удачной и плодотворной была вашингтонская конференция, созванная президентом Хардингом (1921 год). Достойна внимания и генуэзская конференция (1922 г.), поскольку в ее заседаниях принимали участие представители Германии и России. Мы не станем подробно разбирать эту долгую череду конференций и попыток. Становится все более ясно, что гигантская задача возрождения может быть свершена человечеством лишь тогда, когда весь мир будет защищен от таких потрясений и убийственной резни. Но, ни столь поспешная импровизация, как Лига Наций, ни мелочность межгосударственных конференций, которые не приносят каких-либо перемен, а лишь делают вид, что решают обо всем - не могут справиться с политическими сложностями нового, приходящего века. Совершенно необходимым для этого является систематическое развитие и систематическое применение наук о межчеловеческих отношениях, психологии личности и общественной психологии, финансах и экономике, знаний о воспитании, а ведь это все находится лишь в зародыше. Устаревшие, мертвые и умирающие моральные и политические идеи должны быть заменены более ясным и простым взглядом на начала и цели человеческого вида.
Если же опасности и угрозы, нависшие над нынешним человечеством, столь громадны, что примера этому нельзя найти в предыдущей истории, то причиной этого является факт, что наука дала человеку такую силу, которой до сих пор у него не было. Но научный метод храброго мышления, ясных мнений и критичных планов действия, который и дал ему в руки эту ранее не контролируемую силу, позволяет питать надежду, что когда-нибудь человек станет истинным повелителем этих сил. Ведь человечество все еще молодо. Его заботы еще не несут признаков старческой усталости, но вызваны лишь избытком ничем не укрощенных сил. Если в истории и виден некий единый процесс, как мы представляли в этой книге, если наблюдать за тем, как жизнь боролась за разум и самоконтроль, тогда все нынешние наши опасения и надежды примут надлежащие масштабы. Пока же мы всего лишь на рассвете величия человека. Но красота цветка или солнечного заката, радостное и совершенное движение молодого зверя, прелесть десятка тысяч различных пейзажей указывают нам на то, что может дать нам жизнь - и в то же самое время несколько произведений изобразительного искусства, великая музыка, благородное здание или великолепный сад являются прекрасным доказательством того, чего может добиться человеческая воля, если к ней на помощь придать и материальные возможности. У нас есть свои мечты; имеем мы и до сих пор не укрощенную, но растущую силу. Так можем ли мы сомневаться в том, что человечество когда-нибудь осуществит наши самые смелые мечтания, что оно достигнет единства и покоя; можем ли мы сомневаться, что наши потомки будут жить в мире более великолепном и прелестном, чем самый прекрасный дворец или сад, что оно вознесется на более высокие ступени могущества в растущем круге стремлений и достигнутых целей? То, чего человек достиг, то, что он совершил, все те триумфы, что были ранее, вся та история, о которой мы рассказали - это всего лишь вступление к всему тому, что он еще должен свершить.