Беляев Александр Романович. Биография
Родился Беляев Александр Романович 16.03.1884 г. в городе Смоленск, в семье священнослужителя Беляева Романа Петровича. Его родители являлись глубоко верующими людьми, обладающими склонностью к благотворительности по отношению к богомольцам и родственникам, на основании чего в их жилище постоянно присутствовало множество люда. В семье, кроме Александра была еще пара ребятишек. Нина, сестра, еще в детские годы скончалась от саркомы. Василий, брат, обучаясь в ветеринарном институте, во время отдыха на лодке, утонул. Александр в детские свои годы был непоседой и с энтузиазмом относился к всевозможным шуткам и розыгрышам. В результате одной своей шалости он получил серьезное повреждение глаз, повлекшее за собой порчу зрения. В увлечениях и играх мальчика проявлялась его необузданная энергетика, на основании чего родители всячески пытались его приучать к серьезности и порядку в делах.
Согласно отцовскому желанию, Александр был отдан на обучение в духовную семинарию, окончил которую он по наступлению 1901 года. Между тем, юноша напрочь отказался продолжить религиозное обучение и поступил в ярославский Демидовский лицей, намереваясь в дальнейшем работать в качестве юриста. Через некоторое время умер отец, а как следствие, финансы семьи стали довольно ограниченными, и на обучение их катастрофически недоставало. Возникла необходимость в подработке. Александр стал преподавать, для театра рисовал декорации, а в цирковом оркестре играл на скрипке.
Беляев являлся натурой увлекающейся. С самого раннего возраста его привлекала музыка. Следующей забавой, если так можно сказать, стала фотография, но в наиболее эксцентричном своем проявлении - он делал фотоснимки ужасов. Были у юноши и мечты относительно полетов. Он старался полететь посредством привязывания веников к рукам, с крыши прыгал с зонтиком, но всё-таки в итоге сумел воспарить на небольшом аэроплане. Основополагающая часть жизнедеятельности юноши, так или иначе, была связана с театром, любимым им с самого детства. Он и сам выступал в качестве драматурга, актера или режиссера.
После того, как Беляев окончил Демидовский лицей, ему была предоставлена должность поверенного в городе Смоленск, а спустя небольшой промежуток времени он стал известен, как довольно-таки хороший юрист. Стали у него появляться и постоянные клиенты, а как следствие, стали увеличиваться и финансовые возможности. У него получилось снять и неплохо обставить хорошенькую квартирку, стать обладателем коллекции картин и собрать внушительную библиотеку. После окончания очередного дела, он в путешествие направлялся за пределы страны - бывал в Венеции, Италии, Франции.
По наступлению тридцатипятилетнего возраста у Беляева диагностировали плеврит. Курс лечения прошел неудачно, и в результате развитие паралича ног и туберкулеза позвоночника. Течение болезни было весьма тяжелым. Молоденькая супруга его кинула, обосновав свой поступок тем, что замуж выходила не для того, чтобы ухаживать за немощным супругом. Стараясь найти способных помочь специалистов, он совместно с матерью и старенькой нянечкой оказался в Ялте, где в больнице и стал писать стихотворения. Стало проявляться некоторое улучшение.
В Ялте жизнь была очень сложной, и Александр Беляев посредством помощи знакомых совместно с семьей переехал в Москву, где стал трудиться в качестве юрисконсульта. При возникновении свободного времени пытался заняться литературой. В итоге, газетное издание «Гудок» стало печатать его самый первый рассказ под названием «Голова профессора Доуэля» (1925). В столице Беляев жил до наступления 1928 года. За этот период свет увидели такие произведения, как «Борьба в эфире», «Человек-амфибия», «Последний человек Атлантиды», «Остров погибших кораблей», а также опубликован был сборник его отдельных рассказов. В некоторых случаях автор творил под псевдонимом Арбел или А. Ром.
Александр Беляев в 1928 году переехал совместно с семьей в Ленинград, где на профессиональном уровне стал заниматься литературой. Здесь увидели свет «Чудесный глаз», «Подводные земледельцы», «Властелин мира», а также рассказы, входящие в серию «Изобретения профессора Вагнера». Между тем, вскоре снова стала проявляться болезнь, и писатель был вынужден переехать в солнечный Киев из постоянно пасмурного Ленинграда. В Киеве для жизни условия оказались более приемлемыми, но для творчества стали возникать препятствия. Здесь рукописи принимались исключительно на украинском языке, на основании чего их нужно было переправлять в Ленинград или же в Москву.
Для писателя 1930 год стал особенно тяжелым. От менингита скончалась шестилетняя его дочка, вторая заболела рахитом, а спустя некоторое время снова стало проявляться его заболевание (спондилит). В результате, в 1931 году семья возвратилась в Ленинград, так как не владение украинским языком жизнедеятельность в Киеве сделало просто невыносимой. Нескончаемые неурядицы в быту серьезно мешали писательской деятельности, но именно в эти годы Беляев смог создать такой роман, как «Прыжок в ничто» и пьесу «Алхимики».
Писатель серьезно интересовался вопросами, касающимися психики человека - функционал мозга и его действие, связь его с духом, с жизнью души, с телом. Имеет ли мозг возможность размышлять вне телесного расположения? Допустима ли его пересадка? Какое следствие применения анабиоза? Имеются ли ограничения у внушения и генной инженерии? Именно пытаясь ответить на все вышеуказанные вопросы, им были созданы такие романы, как «Человек, утерявший лицо», «Властелин мира», «Голова профессора...», рассказ «Хойти-Тойти» и «Не спящий человек». Неким продолжением данных размышлений являются гипотезы-романы, с помощью которых писатель человека старается поместить в различные среды обитания. В частности, для Ариэль был предоставлен воздух, а для человека-амфибии подобрал Беляев океан. За всеми из вышеперечисленных произведений скрывается неугомонное желание инвалида-писателя вызов бросить физической ограниченности, не имеющему ограничений человеческому духу. Его произведения являются определенным гимном неограниченной свободе и сильнейшей надежды на то, что рассматриваемая свобода человека делает более благородным, нравственным и лучшим.
Беспочвенность фантазий, отвлекающих от реальных целей строительства социализма, была подвержена серьезной критике со стороны власти. Подобное отношение государства к творчеству Беляева, вынудил его прибегнуть к написанию произведений, где главная тема - это открытия, изобретения, разработка технических достижений и воспевание будущего коммунизма. К таким произведениям относится «Чудесное око», «Под небом Арктики», «Подземные земледельцы» и прочие. Стоит заметить, что с художественной позиции данные произведения получились безынтересны.
Совсем не случайно настоящим писательским завещанием стал последний его роман под названием «Ариель» (1941). В романе герой имеет возможность перемещаться в воздухе без научно-технических обоснований данной способности с авторской стороны. Образ самого Ариэля стал лучшим писательским достижением, где детально смогла реализоваться авторская вера в неограниченность творческих человеческих возможностей.
В конце своей жизнедеятельности Беляев полностью отказался от навязываемых социальных и технических проблем, и стал полностью отдаваться тому, что влекло его на протяжении всей жизни - романтике описания человека, который сумел преодолеть притяжение Земли.
Накануне войны писателю довелось пережить последнюю свою операцию, на основании чего относительно эвакуации разговора вестись просто не могло. Пригород Ленинграда, город Пушкин, где в последнее время Беляев проживал с семьей, оккупировали фашисты. 06.01.1942 писатель от голода умер. Немцы в живых оставшихся жену и дочку писателя отправили на территорию Польши.
О. Орлов, являющийся биографом Беляева, смог выяснить, что после гибели писателя, у гестапо появилась в нем большая заинтересованность. Пропала папка с документацией. Немцы с остервенением перерывают бумаги и книги Беляева. В любом случае, за это семья Беляева заплатила десятилетней ссылкой на Алтае. Могилу писателя найти так и не представилось возможным.
Неугасаемый интерес писателя к неизведанному всегда пытался опираться на факты, логику познания, тогда как для приключений отводится роль занимательной канвы. Между тем, даже вымышленная фабула частенько старается оттолкнуться от фактов. Для создания такого романа, как «Последний человек Атлантиды», толчком явилась газетная вырезка, где говорилось о том, что во французской столице организуется общество по эксплуатации и изучению Атлантиды. Писатель заставляет экспедицию найти в недрах Атлантики останки загадочно-легендарной цивилизации, и по возможности заняться восстановлением реальной истории материка. Материал Беляев черпал из произведения «Атлантида, исчезнувший материк» Р. Девиня, русскоязычная версия которого увидела свет в 1926 году. У Девиня с особой живостью получилось провести реконструкцию легендарного государства, факт существования которого не доказан и в наше время. В некотором смысле разговор шел относительно существующего научно-фантастического редактирования легенды, а Беляеву оставалось только воспользоваться некоторыми ее компонентами. Некоторые из них, у Девиня бывшие фактически незаметными, Беляев смог развернуть в настоящие образы.
В частности, у Девиня упоминается, что на языке американских древних племен, предположительно, приходящихся потомками атлантам, Луна называлась Селью. В беляевском варианте этим именем названа великолепная принцесса. У Беляева получилось сохранить стремление популяризатора-ученого не отступать от источников науки. Если Девинь с Атлантидой связывал легенду о храмовых золотых садах, которые согласно преданиям, скрыты от опустошающей оккупации конкистадоров Испании в труднодоступные горные южноамериканские государства, то Беляевым эти же сады были помещены именно в Атлантиду. Существовала ли Атлантида или сады, где листья из золотой чеканки, но известно достоверно, что высочайшая культура обработки железа своими корнями уходит в древность.
Такой небезызвестный атлантолог, как Н. Ф. Жиров, писал, что несмотря ни на что, Беляевым было в роман введено множество собственных элементов. В частности, в качестве скульптур он рассматривал массивы гор. В романе Беляева столица Атлантиды возведена на громадной ладони, принадлежащей Богу Солнца, который в свою очередь изваян в горном цельном кряже. Со слов Жирова, подобными введениями Беляев смог предвосхитить открытие перуанского его товарища, доктора Даниэля Руссо, который на территории Перу нашел громаднейшие скульптуры, внешне идентичные беляевским, но в более уменьшенном масштабе.
Свое начало роман берет с главы «Как открывалась Атлантида», где удачливого американского биржевика и фабриканта мистера Соли, свалил мозговой удар. Доктора строго-настрого запретили ему коммерческую деятельность и дали рекомендации отвлечься, избегая каких-либо нервных или умственных напряжений. Совершенно случайно у него в руках оказалась книга об Атлантиде. Он организовал подводную экспедицию для того, чтобы отыскать пропавший материк, что и сделал. После многочисленных проблем и неурядиц, появились неоспоримые доказательства существования Атлантиды. Удалось найти большую библиотеку, а одну рукопись получилось расшифровать. Один из членов экспедиции написал собственный роман, где любое положение находит научное обоснование.
Бесчисленные гости наведываются в город Посейдонис, столицу Атлантиды, чтобы здесь погулять на празднике Солнца. Царь этой загадочной страны смог себе починить все известные в мире народы. Восстания хоть и были, но крайне редко, так как их подавляли жестоко и беспощадно. Царь в пользу храмов намеревался уменьшить налоговые выплаты, но это могло за собой повлечь возмущения жрецов. Один раб Адиширна-Гуанч являл собой гениального художника, ювелира и скульптора. Накануне праздника Солнца он изготовил Золотые Сады. Пришла на работу посмотреть и царевна Сель, и восхищению ее не было предела. Адиширна Сели сказал, что сад этот является символом жизни - перед глазами роскошные цветы и плоды, но насладиться ими, возможности нет, так как, если возыметь желание их сорвать, они могут очень больно уколоть.
Астролог Эльзаир, жрец и астроном, в процессе наблюдения за звездами, обнаружил, что ранее неподвижные звезды переместились. Его посетили жрецы и поведали, что царем были снижены их доходы. Один из жрецов выдвинул предложение царя убрать. Жрецы решили организовать во дворце переворот и царем сделать его брата.
Далее идет описание великолепного праздника Солнца, омраченного страшными предсказаниями На-Шана, прорицателя. После становится известно, что рабы подготавливают восстание. Сын жреца влюблен в одну рабыню по имени Ата, и возжелал освободить ее вместе с остальными рабами. Жрецы поведали царскому брату-близнецу, что в реальности он является старшим и уговорили устроить восстание. Одному из жрецов стало известно относительно подготовки восстания, и он собрался эту информацию поведать царю.
Акса-Гуам выступал перед рабами с призывом свергнуть царя, но у многих было недоверие. Внезапно один раб продемонстрировал принесенную голову жреца по имени Шишен-Итца. После увиденного Адиширна предложил полный план предстоящего восстания. Ему в само восстание не верилось, но имелось непреодолимое желание освободить Сель, которая согласно отцовой воли должна замуж выйти за царя по имени Ашур.
В результате всё-таки рабы восстали, царь успел сбежать и рабы догнать его не смогли, так как повсюду валялись изумруды, которые все дружно стали собирать. Рабы принялись грабить. На Священном Холме восстание удалось подавить. Царь отдал приказание физически ликвидировать всех рабов и полностью набрать новых. Жрецы же поведали царю, что Атлантиду ожидает землетрясение, после чего она погибнет. Необходимо всем спасаться, но для строительства судов нужны рабы. Жрецы дали совет, на основании которого стоило помиловать рабов, но основополагающую их часть оставить в самый последний момент.
Гонцы по всем населенным пунктам Атлантиды, поведали, что ей грозит погибель. Люди подготавливались к бегству. Некоторые из рабов так и остались в лесах. Царь же со своими приближенными, в число которых не входила только царица Сель, покинули территорию Атлантиды. Царевна Сель, Адиширна и Акса-Гуам поселились в лесу. Фактически все время Акса-Гуам находился на охоте, тогда как влюбленные наслаждались друг другом.
Но землетрясение все-таки настало. Спасаясь от языков огня, Акса-Гуам забирался на Священный Холм. Тут ему предстояло столкнуться с ужасами людского безумия. На Холме находилось большое число рабов, которые стали богатыми и свободными, они не обращали внимания на гибель земли, а просто грабили.
Сель и Адиширна не погибли от первоначального вулканического извержения, но спустя некоторое время пришло второе. Пытаясь спастись, Адиширна узрел хранителя Высших Тайн, ведущего летопись. Без описания данных событий история Атлантиды не будет полной. Прошла одна ночь, и Атлантида исчезла.
По океану плыло большое судно, на котором все люди были мертвыми. В живых удалось остаться только жрецу Шитцу. Судно приблизилось к берегу, но жрецу не было известно, где он оказался, и что произошло с людьми на других судах. Он стал обустраиваться на новом своем месте. С наступлением рассвета он исполнил гимн Солнцу. Во время пения он заметил бледнолицых людей с голубым цветом глаз. Люди были облачены в шкуры зверей.
Для атланта оказался гибельным здешний суровый климат. Приболев, он собрался проверить на судне наличие лекарств. Неожиданно ему встретился Акса-Гуама, тайно проникшего в трюм. До утра они просидели у костра. Шитца скончался, а похоронив его, Акса-Гуам стал знакомиться с местными обитателями и вскоре смог заслужить у них уважение. Он многому научил своих новоявленных знакомых, а долгими вечерами рассказывал о своей родине, об Атлантиде. Люди эти повествования слушали, запоминали и далее стали передавать от поколения поколению.