Поиск

Шевченко Тарас. Биография

Тарас Григорьевич Шевченко (25 февраля [9 марта] 1814 — 26 февраля [10 марта] 1861) — украинский поэт, прозаик, мыслитель, живописец, график, этнограф, общественный деятель, демократ, противник крепостного права.

Родился: 9 марта 1814 года, Moryntsi, Киевская губерния, Российская империя
Умер: 10 марта 1861 года (47 лет), Санкт-Петербург, Российская империя

Тарас Григорьевич Шевченко

Известный поэт, родившийся на Украине, Шевченко Тарас Григорьевич, появился на свет 25 февраля 1814 год,а в селе Моринцы Звенигородского уезда Киевской губернии. Родители его были крепостными крестьянами одного очень богатого помещика - Василия Энгельгардта. Настоящая фамилия семьи поэта была Шевченко-Грушевские, но позже их стали именовать просто Шевченко. Они принадлежали к числу старейших крестьянских семей, живших в этом уезде испокон веков. Отец Тараса, Григорий Шевченко-Грушевский, женился на матери поэта - простой крестьянке из маленького села Моринец, и, переехав туда, поселился в усадьбе, которую купил им тесть. Прошло немного времени, и семья снова переехала в Кирилловку, где и провел свое детство будущий автор.

 Семья Тараса была очень бедной и большой, поэтому он быстро понял, что значит в чем-то нуждаться. До девяти лет ему жилось более-менее нормально, ведь он мог делать что хотел, и кроме старшей сестры Екатерины за ним особо никто не следил. На десятом году жизни Тараса девушка (сестра) выходит замуж и покидает семейное гнездо, а скорее умирает его мать. Понятное дело, в жизни маленького Тараса наступают значительные перемены. Отцу Тараса, содержащему большую семью и оставшемуся вдовцом, нужна была хозяйка в доме, поэтому он женился во второй раз. Женщина ему попалась очень сварливая, вредная, к тому же, она также имела троих детей. Дети, оказавшиеся на одной территории, недолюбливали друг друга и часто дрались. К слову сказать, несладко приходилось и Тарасу. Однажды, по навету своих детей, мачеха жестоко избила мальчика и заперла в амбаре якобы за кражу 45 копеек, а до этого он сбегал из дома и несколько дней прятался в кустах. Тогда ему было всего 11 лет. Позже выяснилось, что деньги взял сын мачехи Степанко.

 Чтобы избавить любимого сына от гнета мачехиных нравов, отец отдает юного Тараса в школу. Что именно это было за заведение - до сих пор так и не удалось точно узнать. Предположительно, это была церковно-приходская школа, где уроки вел отрешенный от занимаемой должности священник Губский. Вскоре положение в доме стало просто невыносимым, ведь отец мальчика умирает, когда ему исполнилось 12. Только чтобы не находиться в злополучной семье, Тарас снова поступает в школу, но уже к двум дьячкам. Так как платить ему было нечем, то он попадает в полную зависимость от одного из руководителей, и начинает работать на него.

 Чтобы хоть как-то себя прокормить, Шевченко читал псалтырь над покойниками, но и этих, заработанных таким невыносимым трудом копеек, едва ли хватало, чтобы нормально поесть, ведь почти всё приходилось отдавать дьячку. Мальчик все это время жил в голоде, и в холоде, и даже обычная пара сапог да шапка считались для него непозволительной роскошью. Много испытаний выпало на его долю от ненавистного дьячка, ведь тот любил бить розгами своих воспитанников. Конечно, больше всех доставалось бедному Тарасу. Однажды, когда дьякон напился как свинья, озлобленный мальчик связал его по рукам ногам и ногам, и высек для профилактики. После такого, юному Шевченко ничего не оставалось делать, как бежать. Он находит новое место - деревню Лысянка, где примыкает к иконописцам. С ранних лет мальчику нравилась живопись, и он чувствовал, что должен развиваться в этой области. Вскоре Тарас уходит в другое место - в село Тарасовку, к другому живописцу. Но и он выгнал Тараса, назвав его бездарностью. Тогда-то и пришлось Шевченко вернуться на свою родину в Кирилловку.

 Здесь он попадает к пастухам общественного стада, но из-за рассеянности, у него ничего не получается. В итоге, он становится мальчиком - «погоничим» у местного священника Григория Кошицы. Эта работа ему тоже не понравилась, поэтому он был пассивен и ленив. У Кошицы он находился недолго - ушел, и снова пытался попасть в ученики к одному живописцу из села Хлипновка. Этот мастер увидел в будущем поэте способности, но категорически отказался заниматься с ним, не имея письменного разрешения помещика. Юному Тарасу Шевченко ничего не оставалось делать, как отправиться за этим разрешением. В итоге мальчик настолько понравился управляющему своей бойкостью и многочисленными талантами, что он взял Шевченко к себе, а вскоре сделал его учеником повара.

 Спустя некоторое время стало понятно, что поварское искусство - не для него, поэтому управляющий Дмитренко отсылает его к сыну владельца, Павлу Энгельгардту, с предложением, ввиду его таланта к рисованию, сделать мальчика «комнатным живописцем». В итоге, несмотря на хорошие рекомендации, Павел делает Шевченко комнатным казачком. Теперь юный Тарас занимался только тем, что приводил целые дни в передней, ожидая приказа подать кувшин с водой или набить трубку табаком. Но живущая в поэте страсть к живописи - все еще не покидала его. Все свое свободное время он тратил на срисовывание висевших в передней картин. Один раз, слишком увлекшись рисованием портрета одного известного атамана, он не заметил появления своего хозяина, который очень рассердился из-за такой неслыханной дерзости, и отправил Шевченко на конюшню.

 Много еще где пробовал себя Тарас. Был он и казачком, и лакеем, но страсть к живописи все еще не ослабевала в нем, поэтому, в конце концов, помещик решает сделать его учеником маляра в Варшаве. Спустя полгода маляр поведал помещику о великолепных способностях Тараса и порекомендовал отдать его в ученики к художнику-портретисту Лампи. Энгельгардт, понимая, насколько выгодно ему будет иметь собственного живописца-портретиста, решил последовать данному совету. Но готовившееся польское восстание заставляет управляющего уехать в Петербург, забрав с собой Тараса.

 На новом месте Шевченко начинает испытывать новые тяготы, опять став казачком при хозяине. Такая работа была намного тяжелее, чем работа у Лампи. Он снова начал просить Энгельгардта отдать его учиться живописному делу. В итоге, помещик соглашается на это, и отдает его к маляру Ширяеву, славившемуся своей грубостью, деспотичностью и безразмерной невежественностью. Новая работа, которую получил Шевченко, никак не походила на искусство, а внешний уклад жизни и тем более был ужасен. Несколько лет жизнь Тараса проходила в полной кабале. Но ничто не могло убить в нем любовь к искусству, даже такая неблагоприятная обстановка.

 Однако внезапный случай свел его с земляком - художником Сотенко, который обратил свое внимание на талантливого парня. Сотенко решает познакомить Шевченко с Брюлловым, Жуковским, Венициановым и Гребенкой. Эти люди, осознав участь крепостного Тараса, решили перевернуть его жизнь к лучшему. Они стали его друзьями, заботясь о получении им хорошего образования, и о его освобождении из под гнета крепостной зависимости. Теперь Тарас читал много книг, ходил на художественные занятия под руководством Сотенко. Последний же выпросил у Ширяева месяц свободы для начинающего портретиста, взамен обещая написать его портрет.

 Брюллов и Венецианов, чтобы избавить Шевченко от крепостной зависимости ездили с визитом к Энгельгардту, надеясь выпросить для парня свободу, ставя ставку на его талант. Помещик, в свою очередь, не захотев отдавать портретиста даром, потребовал взаймы за его свободу большие деньги, а именно 2500 рублей. Делать было нечего, поэтому деньги решили собрать так: Брюллов мастерски пишет портрет Жуковского, а затем выставляет его в лотерее. И вот, в апреле 1838 года Шевченко, наконец, обретает долгожданную свободу и начинает посещать классы Академии Художеств, вскоре став одним из самых любимых учеников Брюллова.

 Уже тогда в мастерской художника Тарас Григорьевич придумывал свои поэмы. Биография Шевченко Тараса Григорьевича, правда, до сих пор умалчивает о начале их написания. Самым ранним упоминанием о стихотворном периоде является упоминание Сотенко, который был очень сердит на поэта за его прекрасные стихи, заставляющие забыть о настоящих делах. Скорее всего, Шевченко начал писать очень поздно, ведь только после знакомства со своими спасителями, которые поставляли ему книги, он узнал о таких прекрасных произведениях, как «Энеида» Котляревского и «Полтава» Пушкина. До этого времени он сочинял песни только в народном стиле, да оно и понятно, ведь словоформа народной поэтической мысли была ему настолько родной, что даже не приходится подвергать сомнениям тот факт, что его поэтическая работа нашла истоки исключительно в народных традициях. Если посмотреть на это с другой стороны, то, по словам самого поэта, его первые стихотворные шаги начались «в Летнем саду, в безлунные ночи», когда «строгая муза долго сторонилась его вкуса, невозвратимо испорченного жизнью в невольных условиях, в передней помещика, на постоялых дворах и в городских квартирах», тогда «муза нашла Шевченко в чужом краю и дав ему свободу, вернула чувство чистоты первых лет жизни».

 Несколько лет спустя Тарас Евгеньевич стал самым любимым поэтом Украины и настоящей гордостью для своих соотечественников. Свои стихи до 1843 года он писал то по-малорусски, то по-русски, но затем он окончательно пишет только на малорусском языке. Происходит это до середины пятидесятых годов, то есть в этот период не написано ни одного стихотворения на русском языке. В этом же году его посещает мысль начать издавать «Живописную Украину», но выход этого издания так и не состоялся. Чтобы собрать для него материал, поэт в 1843 году отправляется в Малороссию, в частности к известному в то время малорусскому меценату Тарновскому, жившему в своем имении в Черниговской губернии. Там же он заводит знакомства с семейством княжеского рода - с Репниными. Прочные дружеские отношения на долгие годы Тарас Григорьевич заводит с княжной Варварой Николаевной Репниной. В эти дни по пути домой он заехал на свою родину в село Кирилловка, побывал на месте своей последней порки и заехал в Межигорский монастырь. Шевченко теперь пишет стихи, но и живопись он не забывает.

 Начиная с 1839 по 1841 гг, Шевченко много раз получает заслуженные награды в Академии Художеств. После командировки на родину, он снова начал заниматься академической работой, мечтая о поездке за границу. Но, тем не менее, постоянная работа над «Живописной Украиной» и многие другие хлопоты, которые были тесно связаны с его национальными интересами, потеснили его занятия в Академии, поэтому за границу он так и не попал.

 В феврале 1844 года Тарас Григорьевич посещает Москву. Там он встретился со своими земляками Щепкиным и Бодянским. В то же время он написал свою поэму «Чигирин», а в июне из под его пера выходит поэма «Сон», впоследствии ставшая одной из самых главных поводов к ссылке. Этим же летом поэт снова хотел посетить Малороссию. Был он и в родном селе Кирилловка, где гостил у помещика Закревского, с которым познакомился еще в прошлом году. Этот человек был главой общества «Мочемордия». Это было что-то вроде «Зеленой лампы», где в свое время принимал участие Александр Сергеевич Пушкин, проводя все свое время в вечных кутежах. Шевченко очень подружился как с Закревским, так и с «мочемордами», что очень не нравилось его подруге - княжне Репниной, которая по всячески хотела отвадить его от этой компании. Всю осень и зиму 1844 года Тарас Григорьевич гостил у Репниных, затем снова вернулся в Петербург, где продолжил свою академическую работу.

 В конце марта 1845 года Тарас удостоился диплома свободного художника. В это же время он работает над портретами двенадцати полководцев. Позже Тарас Григорьевич покидает северную столицу, но теперь уже надолго. Через Москву, где его снова ожидала встреча с Бадянским и Щепкиным, он поехал в Малороссию. Жил он там у своих знакомых, побывал в родной Кирилловке, а уже осенью приехал в Киев.

 В этом городе Шевченко заводит личное знакомство с Кулишем. Переписывался он с ним до этого и раньше. Кулиш уже давно хотел привлечь такого человека, как Шевченко, в город Киев, потому что он славился как «центр малорусской образованности». Шевченко приехал туда по назначению, как сотрудник Археографической комиссии. В конце лета этого же года он подал прошение о переводе и снова уехал в Полтавскую губернию в Кирилловку.

 Этот период известен, как сватовство поэта. Он без памяти влюбился в дочь того самого священника Кошица, у которого проходил службу погоничего. Девушка тоже полюбила его, но ее родители не хотели, чтобы избранником дочери стал их бывший хлопец, и Шевченко получил категоричный отказ.

 В октябре его поставили сотрудником Киевской комиссии по разбору древних актов, поэтому, не теряя ни минуты, он отправился в Полтавскую губернию, чтобы отыскать Густынский монастырь. Но в его писательской жизни, вне зависимости от частых разъездов, затишья не было. В это время он написал очень много различных поэм, среди которых была поэма «Кавказ». В то время он посетил многие места Черниговской и Полтавской губернии. Конец апреля 1846 года для Шевченко ознаменовался возвращением в Киев.

 Именно тогда Тарас Григорьевич знакомится с Костомаровым, который уже осенью 1845 года получил перевод из города Ровна Волынской губернии, в качестве учителя в первую Киевскую гимназию. Кулиш в то время уже уехал из Киева, а сам Костомаров являлся центром киевской молодежи. Знакомство Шевченко с ним стало быстрым и довольно близким. Кроме Костомарова Шевченко находит себе новых друзей, среди которых были Гулаг и Белозерский. Все они входили в состав известного тогда Кирилло-мефодиевского общества.

 Уже в мае Костомаров стал профессором в университете Святого Владимира, а осенью было создано панславистское Кирилло-мефодиевское общество, которое имело целью распространить идею славянской взаимности и будущего государства славянских народов, опираясь на полную свободу и автономию их отдельных представителей. Программа этого общества включала в себя освобождение крестьян от крепостничества и обучение народа наукам. Все члены общества должны были носить именные кольца с гравировкой Кирилла и Мефодия. Шевченко организовал его тогда, когда путешествовал по Полтавской губернии, поэтому по возвращении в Киев Костомаров ввел его в общество. Летом Тарас Григорьевич, вдвоем с профессором Иванишевым производили раскопки близ местечка Фастова. Этой же осенью Шевченко был отправлен в командировку на юго-запад страны, где он занимался своим любимым делом, а именно написанием сказок, песен, срисовыванием красивейших природных мест и памятников архитектуры.

Из жизни Тараса Шевченко

 Тарас Шевченко в 1846 году совершил небольшое путешествие, объездил Волынскую губернию, посетил Каменец, село Вербки около города Ковеля, где был похоронен князь Курбский. Во время поездки им было сделано много зарисовок, которые, увы, не сохранились. В декабре 1846 года, в Рождество, состоялось собрание Кирилло-Мефодиевского кружка, где Шевченко выступил с речью. На собрании было много резких высказываний, которые вскоре были доведены до сведения начальства. Дело в том, что в общество попал некий Петров, студент университета из Владимира, втершийся в доверие одному из членов клуба. Целью студента было узнать все о деятельности общества. Результатом доноса стал арест всех членов и громкое дело, расследованию которого придавали огромное значение. Однако аресты последовали не сразу.

 После Рождества Шевченко уезжает на свадьбу Кулиша в Черниговскую губернию, затем до пасхи не покидает губернии, живет у разных знакомых. После этого он едет в Киев, где вскоре должна была состояться свадьба другого друга поэта - Костомарова. Еще пока Шевченко был в Черниговской губернии, вышел приказ о его назначении преподавателем рисования в Киевском университете, но по въезде в Киев происходит арест. Все члены Кирилло-Мефодиевского общества были арестованы, следствие по делу производилось третьим отделением под руководством самого графа Орлова. Программа общества не представляла опасности, это, в итоге, и было правильно определено следствием, но тем не менее, делу Кирилло-Мефодиевского общества было придано большое значение, оно получило общественную огласку, а наказанием для участников Кирилло-Мефодиевского кружка было нарочито суровым. Граф Орлов составил доклад о результатах следствия, касающихся целей общества.

 Из доклада Орлова стало ясно, что следствие выявило суть Кирилло-Мефодиевского общества и его основную цель: объединение славянских племен под властью русского императора. В задачи общества входило: воодушевление славянских племен к патриотизму, единению, согласию, к принятию православной религии. Одним из средств для достижения поставленных целей было заведение училищ и издание книг для просвещения простого народа. Несмотря на столь мирные задачи, выдвигаемые обществом, граф Орлов счел нужным подвергнуть всех его участников публичному наказанию без суда, осудив занятия славянством, отличающимся от направления, избранного правительством, чтобы другим славянофилам неповадно было строить свои планы втайне от власти.

 Приговор по делу был чрезвычайно суров. Шевченко был признан не состоявшим в обществе, но, тем не менее, преступником из-за "возмутительных духа и дерзости". Первоначальные меры наказания были следующие: граф Орлов предполагал заключить в крепостях в Шлиссельбурге Гулака на три года, В Петербурге Костомарова на год, в Кулиша и Белозерского на четыре месяца. Навроцкому следовало пребывать на гауптвахте полгода, Андрузский и Посяд должны были отправиться в Казань для окончания университетского курса. Одаренному крепким телосложением Шевченко было предписано стать рядовым в Оренбургском отдельном корпусе, с правами выслуги. Начальству корпуса было указано строго наблюдать за преступником, во избежание возможных возмутительных сочинений и пасквилей. Наказание было смягчено отдельным членам общества, но это не касалось Гулака, Костомарова и Шевченко.

 Далее биография Тараса Шевченко наполнена самыми тяжелыми в его жизни страницами. 9 июня Шевченко доставлен в Оренбург, где его зачисляют рядовым в батальон, расположенный в Орской крепости. Уже в двадцатых числах июня Шевченко попадает в глухую пустынную киргизскую степь, где ему предстоит жить и служить в окружении военных и каторжников в заброшенной маленькой Орской крепости.

 Условия захолустной казармы дореформенной эпохи и образ жизни бесправного рядового Шевченко получил в основном благодаря своему крепкому телосложению. Теперь ему предстояло изучать солдатские законы и "словесность", "шагистику" и так далее, и совершенно забыть, что такое читать или рисовать. Это было запрещено. Привыкшему к вольной и свободной жизни в интеллигентном обществе, в условиях столицы Шевченко было крайне тяжело в гарнизоне, окруженном однообразным и мертвенным пустынным пейзажем.

 Блестящий период жизни в Киеве закончился пребыванием в киргизской степи, где каждый день состоял из бесконечной муштры и полного отсутствия живительной струи творчества и просветительской мысли. Привыкший к свободной работе и творчеству, Шевченко невероятно тяжело воспринимал свое существование в батальоне, немного скрасить безрадостные будни рядового солдата ему помогли оренбургские малороссы: Лазаревский, Левицкий и другие, которые сумели расположить в его пользу местное начальство: батальонного командира и чиновников.

 О своей жизни в Орской крепости Шевченко писал: "все мои прежние страдания, по сравнению с настоящими, были только детские слезы". Невероятно тяжело давалась Шевченко военная наука - шагистика, основы ее так и не были освоены за все время пребывания в гарнизоне. Период жизни в Орской крепости Шевченко назвал "быть погребенным заживо," так воспринимал он жизнь, лишенную возможности читать, рисовать и получать свои прежние рисунки. Безрадостное моральное состояние непременно должно было смениться физическим недомоганием. Несмотря на крепкое от природы здоровье осенью 1847 года Шевченко заболел сначала ревматизмом, а затем цингой.

 После тяжелейших условий пребывания в Орской крепости Шевченко, наконец, возвращается в Россию. В Нижнем он вернулся к творческой жизни, активно принимается за работу, наверстывает потерянное время, много читает и начинает активную переписку с Кулишом. В планах, обсуждаемых в переписке - создание малорусского журнала и книжек на малорусском языке для крестьян. В этот период жизни он открывает для себя Щедрина, зачитывается им и повестями Марка Вовчка.

 В Нижнем Шевченко создает поэму "Неофиты", много рисует, в основном для того, чтобы заработать денег на жизнь: заказанные портреты хорошо оплачивались. В обществе культурных, интеллигентных и благосклонно к нему относящихся людей - в Нижнем Шевченко все-таки испытывает тоску по Петербургу. Огромной радостью был окружен визит семидесятилетнего Щепкина в Нижний. Старик приехал специально для того, чтобы повидаться с Тарасом и провел в городе шесть дней. Приезд Щепкина послужил толчком для создания очередного произведения Шевченко.

 В Нижнем Щепкин выступил несколько раз на сцене, в "Москале-Чаривнике". Главная женская роль в пьесе была отдана молодой, хорошенькой артистке Пиуновой. По поручению старика Щепкина Шевченко занимался с ней малорусским произношением, увлекся ею и решил жениться, несмотря на значительную разницу в возрасте. Но как показала жизнь, в дальнейшем ничего хорошего из этого сватовства не вышло. Ничего, кроме огорчений и чувства, что его используют, запланированная, но не состоявшаяся женитьба Шевченко не принесла.

 Весной 1858 года Тарас Шевченко, наконец, получает разрешение на въезд в столицу и 8 марта покидает Нижний. Через два дня он уже в Москве, но здесь его задерживает болезнь. Вынужденная задержка в Москве и недомогание принесли поэту много новых знакомств и разнообразных впечатлений. Он был окружен друзьями, был в центре приемов и светских раутов. Москва стала местом встреч со многими старыми друзьями и подарила несколько новых интересных знакомств. Шевченко общается с княжной Репиной, Максимовичем, Щепкиным, Бодянским, Аксаковыми и многими другими просвещенными людьми того времени. К новым знакомствам можно отнести встречу с уже пожилым декабристом Волконским, Чичериным, Кортели, Бабстом.

 На устроенном Максимовичем в честь приезда друга приеме Шевченко увидел весь свет московской интеллигенции, в том числе Погодина и Шевырева. За две с небольшим недели, проведенные с Москве, он сумел в какой-то мере наверстать время, проведенное в уединении. Москва надолго запомнилась свиданиями, обедами, вечерами, самым приятным общением.

26 марта Шевченко выезжает в Петербург по железной дороге и с новыми силами принимается за работу, готовит издание произведений, созданных в ссылке, занимается гравированием. Первая картина, которую он гравировал, была работа Мурильо "Святое семейство".

 Шевченко в ту пору своей жизни жил в здании Академии, это было необходимостью в видах "Наблюдения" за бывшим возмутителем спокойствия. Разрешение въезда в столицу было дано поэту только при условии, что гр.Толстой будет контролировать образ жизни Тараса Шевченко. Только творчество поглотило все свободное время бывшего ссыльного. Помимо офортов, он занят рисованием графическим, сепией и красками. Были созданы несколько крупных произведений на исторические сюжеты, связанные с Малороссией.

 Когда в Петербург вернулся Костомаров, старые друзья с трудом узнали друг друга, пережитые испытания сильно сказались на внешности, дружба восстановилась. Костомаров помнил расцвет личности и творчества Тараса Шевченко и понимал, что нравственные воззрения его не изменились, а вот талант стал значительно менее ярким. Ссылка не могла не сказаться на привычках, привив художнику и поэту пагубное пристрастие к алкоголю. Это было одной из многих причин, из-за чего здоровье писателя постепенно разрушалось.

Творчество Шевченко в тот период вызывало к автору всеобщий интерес, в обществе зрела идея освобождения крестьян, которое должно было вот-вот произойти, однако ничем особо не загоралась душа Шевченко, его стремления и активная общественная деятельность остались далеко позади, в киевских годах перед ссылкой. Даже идея освобождения крестьян, бывшая лучшей мечтой всей жизни, утратила свою остроту, не прибавляя жизненной энергии. Тяготы прошедших лет, полных лишений и невзгод в глухой киргизской степи, не могли уйти безвозвратно, уже не было отчаянного жизнелюбия, творческого запала, яростно отстаиваемых общественных идей, которые будоражат кровь и влекут к активным действиям.

 Шевченко начинает испытывать тоску по родине, где не был больше десяти лет, его тяготит одиночество и петербургский климат. Летом 1859 года поэт и художник едет на родину, где сначала навещает старых друзей, доктора Козачковского и Максимовича. Затем едет в родную деревню Кирилловку, где жила вся его родня, братья и сестры. Приехав в родной дом, он удручен положением своих родственников, здесь крестьянский быт и крепостничество производят на него угнетающее впечатление. Пробыв в отцовской избе всего несколько дней, он уезжает в Корсунь, где управляющим у князя Лопухина, владельца Корсуня, работал родственник Варфоломей Шевченко.

 Здесь талант художника нашел себе применение. В Корсуне был живописный парк, одно из красивейших мест в юго-западном крае. Шевченко проводит много времени на природе, создавая многочисленные этюды, которые, к сожалению, не дошли до наших дней. В это время у него появляется мысль купить небольшой участок земли у Днепра и жить здесь, но характер и гордый нрав поэта, или очередное испытание, посланное судьбой, опять становятся причиной ареста. Участок земли уже был подыскан, но во время переговоров о покупке произошла ссора со шляхтичем Козловским, который написал донос, обвинив Шевченко в богохульстве. Исправник Табачников арестовал поэта и отправил его в Киев. Дело было прекращено решением генерал-губернатора князя Васильчикова. Теперь биография Шевченко протекает в более положительном русле. Ему разрешают остаться жить в Киеве, но под присмотром жандармского полковника. Через несколько дней после этого решения он уезжает из Киева, селится на Преварке, откуда ходит в город к старому приятелю Сотенко.

 Затем поэт отправляется снова к Козачковскому в Переяславль, здесь он гостит неделю, а затем через Конотоп отправляется в Петербург. Сделав по дороге остановку в Москве, в начале сентября он приезжает в Петербург.

 Поэт не оставляет идеи купить себе землю, через Варфоломея Григорьевича продолжает искать подходящий вариант, но безуспешно. В это время он увлечен крепостной девушкой Довгополенковой, которая служила у Варфоломея Шевченко, и даже сватается к ней, но та предпочла молодого писаря старому поэту. Неудачное сватовство не стало последним в жизни Шевченко.

 Летом 1860 года поэт в Петербурге испытывает одиночество и тоску, и вновь ему приходит мысль о женитьбе. На этот раз ему понравилась крепостная девушка Лукерья Полусмакова, дело двигалось к свадьбе. Биографы Шевченко считают, что Полусмакова была достаточно хитрой, грамотной и расчетливой, она увидела в Шевченко завидного жениха, и приняла его ухаживания. Однако до свадьбы дело так и не дошло, по непонятным причинам произошел разрыв. Роль этой женщины в жизни поэта, как, впрочем, и ее моральный облик, до сих пор остаются неясными, Лукерья довольно длительное время поддерживала отношения с Шевченко, и рассталась с ним незадолго до смерти поэта.

 Последние годы жизни Тараса Шевченко не были отмечены значительными литературными произведениями. Был издан "Кобзарь" на средства одного из южных друзей поэта Симиренко. Поэт был занят идеей создания малорусского журнала. Украинский литературный кружок продолжал существовать, Шевченко принимал участие в его деятельности. Первый украинский журнал "Хата" Кулиша не был разрешен, а Белозерскому удалось добиться издания журнала "Основа" (Петербург 1861-1862 гг). Малорусский кружок в Петербурге перерос в "Громаду", которая собиралась еженедельно у одного из членов Черненка. Шевченко был активным деятелем кружка, однако дело не занимало все его мысли.

Одиночество не давало покоя поэту, он не мог избавиться от мечты о семейной жизни. Незадолго до своей смерти, после разрыва с Лукерьей, Шевченко намерен сосвататься к дочери чиновника Витовского, не видя никогда даже изображения невесты. Это было отчаянным шагом, попыткой убежать от одиночества и болезней. В декабре 1860 года доктор Бари ставит поэту диагноз водянка, предупредив о недопустимости употребления спиртного, однако Шевченко не придает значения словам врача. Он продолжает жить как прежде, продолжает хлопоты по покупке земли. Когда Витовская была сосватана другим, поручает Ткаченко найти новую невесту.

 В феврале 1861 года болезнь стала прогрессировать, поэт уже не мог самостоятельно спускаться с лестницы. Однако мечтать о поездке на Украину он не перестает, видя в этом для себя спасение.

Последний месяц жизни он с нетерпением ждал подписания манифеста об освобождении крестьян. Намеченная дата подписания манифеста - 19 февраля приходилась на масленицу, из-за возможных народных волнений, выход документа был перенесен на 4 марта. Всего несколько дней не дожил поэт до дня, когда мечта его жизни осуществилась. Он умер 26 февраля, спустившись в мастерскую после страшных мучений предыдущего дня - 25 февраля - своих последних именин.
Похоронен был Тарас Шевченко в Петербурге, но по его воле друзья перевезли прах на родину поэта. Его могила находится над Днепром, вблизи Канева, на высокой горе. Лишь после смерти Тарас Шевченко нашел свое успокоение над водами Днепра.